«За нас с вами» – история без нравоучений

14 сентября 2023 г.Татьяна Филиппова
«За нас с вами» – история без нравоучений

В Ельцин Центре в Екатеринбурге в День города 20 августа состоялся премьерный показ фильма «За нас с вами» и встреча с режиссёром Андреем Смирновым.

Представил фильм киновед, писатель, руководитель киноклуба в Ельцин Центре Вячеслав Шмыров.

Андрей Смирнов приехал в Екатеринбург с супругой, продюсером фильма, актрисой Еленой Прудниковой. Он поздравил горожан с 300-летием и признался в любви к городу, который помнит совсем другим. Режиссёр выразил признательность Ельцин Центру, в котором проходит его третья премьера. Прежде были показаны «Жила была одна баба» и «Француз». Здесь же представляли свои фильмы его дети – Авдотья и Алексей – «История одного назначения» и «Плотник».

Про Андрея Смирнова коллеги говорят, что сними он только один в своей жизни фильм «Белорусский вокзал» (1970), навсегда вошёл бы в золотой фонд российского кино. Однако несмотря на огромную популярность его картины, он тридцать лет ничего не снимал – не мог смириться с советской цензурой, которая сурово обошлась с его последующим фильмом «Верой и правдой».

Андрей Сергеевич рассказал, что сценарий к последнему фильму писался удивительно легко. Начался он с рассказанной кем-то комической истории, как под парой в коммунальной квартире подломилась кровать, которая и без того стояла на кирпичах. Потом появились другие истории из послевоенной жизни и собственные почти детские воспоминания. Такие, например, как смерть Сталина.

Поначалу у него не было героини. Пересмотрел множество актрис, но ни одна не подходила. Потом близкие Андрея Сергеевича, которые так или иначе все связаны с кинематографом, посоветовали ему обратить внимание на Юлию Снигирь. Он посмотрел сериал «Новый папа» Паоло Соррентино, где Юлия сыграла Еву Новак, и понял, что это она – его Ариадна. С этого момента сценарий писался уже под неё. Более того, режиссёр сказал, что если бы Юлия не согласилась или не смогла играть в его фильме, то его не было бы совсем. Такая же ситуация сложилась с Андреем Смоляковым. В роли отца семейства Смирнов видел только его.

Следует отметить, что в фильме удивительный актёрский состав: Ирина Розанова, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт, Галина Тюнина, Александр Устюгов, Иван Добронравов, Дмитрий Куличков, Евдокия Германова. И даже небольшие роли, немногословные, исполнены настолько мастерски, что складываются в отдельные сюжетные линии, которые хочется продолжать. Зрители так и говорили во время обсуждения: «Нам не хватило Розановой, Ярмольника, Раппопорт». История настолько насыщенная, что её хватило бы на целый сериал.

Жизнь семьи интеллигентов Петкевичей происходит в московской коммунальной квартире на Большой Пироговке в разгар антисемитской кампании «борьбы с безродными космополитами». Вся страна живет в атмосфере сфабрикованных дел, страхе от доносов, ожидания арестов. Суровый мир коммунальной повседневности мало похож на ностальгическую идиллию Леонида Зорина и Михаила Козакова, показанную в «Покровских воротах».

Смирнов очень подробно и правдоподобно показывает коммунальный быт. От его узнаваемости многим становится не по себе. Несмотря на конец 1952 года – начало 1953-го, негласное противостояние «бывших» и «нынешних» продолжается даже внутри одной семьи.

Глава семьи (Андрей Смоляков) – ученик философа Гуссерля, преподаватель немецкой философии, что может быть хуже в это время. У героя есть реальный прототип – Густав Шпет, философ, психолог, теоретик искусства, переводчик-полиглот, знавший 17 языков и расстрелянный в 1937 году. Его жена (Ирина Розанова) — аристократка, выпускница Смольного, которая на вопрос, кладёт ли она в салат оливье картошку, отвечает: «Ни в коем случае. Картошка – это не оливье, это – общепит». Их дочь (Юлия Снигирь), красавица и умница, выбирает в мужья простого парня, коммуниста, метростроевца, фронтовика (Александр Устюгов) и счастлива с ним. Дружат Петкевичи только с врачами Дорфманами, потому что те тоже из «бывших». Им уготована одна судьба. Уже собраны «тревожные» чемоданчики со всем необходимым на тот самый случай, если за ними придут.

Петкевича арестовывают в новогоднюю ночь. И тот как бы невзначай спрашивает мужа дочери во время обыска, не его ли рук дело. Борис оскорбляется и в ту же ночь уходит из семьи. Ариадну увольняют из издательства как дочь врага народа. Семья остаётся без средств к существованию. Начинаются мытарства: поиск денег на продукты, распродажа личных вещей, бесконечные очереди в изолятор и самое страшное – безвестность. И тут Ариадне подворачивается молодой эмгэбэшник, готовый помочь с поисками отца.

У Смирнова нет в фильме однозначных оценок. У него и эмгэбэшник оказывается порядочным человеком, изрядно пострадавшим от советской власти и способным любить. Муж Ариадны – то ли стукач, то ли нет, – остаётся за кадром. Но ведь бросил сына и двух беспомощных женщин. Однако именно он незадолго до этого, рискуя карьерой, берёт на работу в Метрострой бывшего военнопленного с волчьим билетом, спасая от голода и высылки за 101 километр.

Дух народа-победителя неистребим. Есть в фильме сцена, не имеющая отношения к главным героям, но она едва ли не самая главная – это пьяная, шаманская пляска воспрянувшего духом фронтовика под песню «Минская улица». Торжество жизни над страхом.

Название картины отсылает к знакомому всем с советских времён тосту «За нас с вами и хрен с ними!». Квинтэссенцией огромной страны становится коммуналка, в которой вынуждены ютиться люди, не имеющие между собой ничего общего. Это особенно заметно, когда по радио объявляют о смерти Сталина: одни рыдают и бьются в истерике, другие парализованы и не понимают, как дальше жить, третьи благодарят Бога за то, что наконец прибрал тирана-душегуба, и люди вздохнут свободно.

Можем ли мы по фильму Смирнова изучать историю страны? Однозначно – да. В нём есть кадры хроники, но нет интерпретаций, нет нравоучений. Это хороший повод узнать историю страны поближе. Ведь это история наших родителей, бабушек и дедушек. Хотя режиссёр уверен, что это больше про нас, чем про них.

Несмотря на то, что судьбы арестованных Петкевича и Дорфмана неизвестны, режиссёр оставляет зрителя с надеждой, что всё в жизни героев обязательно наладится.

Обсуждение фильма длилось более часа. Андрей Смирнов ответил на все вопросы, каждый из которых начинался со слов благодарности за фильм. Кто-то интересовался судьбой героев. Кто-то говорил о том, что от правдоподобности коммунального быта мурашки ползут по спине. Участники киноклуба делились впечатлениями и выражали желание посмотреть фильм ещё раз. Зрители пожелали режиссёру новых премьер и дальнейших творческих успехов.

Другие новости

Встреча

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие
В читальной гостиной Музея Бориса Ельцина стартовал книжный клуб «Суета вокруг дивана». 27 апреля его заседание провела Елена Козьмина, профессор кафедры издательского дела УрФУ им. Б.Н. Ельцина, докт…
15 мая 2024 г.
Лекция

Александр Архангельский — о кинематографе застоя

Александр Архангельский  — о кинематографе застоя
Эпоха застоя — самое тяжёлое время для независимой режиссуры: поломанные актёрские судьбы, фильмы на полках. И при том — период невероятного взлёта, киноклассики, ролей, которые помнятся до сих пор, и…
15 мая 2024 г.
Мастер-классы

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным
Новый цикл современных театральных практик «Где Станиславский?» в Ельцин Центре продолжил актёр, режиссёр, педагог Александр Фукалов мастер-классом «Школа актёрской индивидуальности» Николая Демидова»…
14 мая 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.