Владимир Селезнёв – о «Тряпочках» как семейной летописи

6 апреля 2023 г.Наталья Шурмина
Владимир Селезнёв – о «Тряпочках» как семейной летописи

«Тряпочки» – это представленный в Ельцин Центре проект уральского художника Владимира Селезнёва и его мамы Надежды Селезнёвой. Автор 16 марта лично провёл экскурсию по выставке и рассказал, как зародилась идея создания коллажных работ из тканей с принтами старых фотографий, а также поделился семейными историями, отображёнными на них.

В 2019 году Владимир Селезнёв был признан художником года по версии престижной государственной премии в области современного искусства «Инновация» за выставку «Иногда кратчайший путь – самый длинный», которая демонстрировалась годом ранее в Арт-галерее Ельцин Центра.

По словам художника, концепция «Тряпочек» зародилась в период весеннего коронавирусного карантина 2020 года, когда все оказались заперты в своих квартирах и предельно обострилось чувство времени, его протяжённости и неопределённости. Преодолеть чувство тревоги Селезнёвым помогла творческая ностальгия по прошлому.

– Моя мама живёт в Нижнем Тагиле, а я – в Екатеринбурге. В разгар пандемии она очень скучала по живому общению, и в какой-то момент мне в голову пришла мысль о своеобразной арт-терапии для неё. У мамы в шкафах много разной одежды, которую она хранила годами, и я предложил ей из неё сшивать текстильные композиции размером примерно метр на метр на свой собственный вкус и фантазию. Мне важно было её чем-то занять, увлечь и дать ей понять, что из этой работы может получиться какой-то проект. Примерно за пару месяцев мама сделала около двадцати полотен, тогда ей это занятие очень помогло пережить локдаун.

Селезнёв признался, что его в своё время потряс своей душевностью и очень вдохновил проект художника Леонида Тишкова «Вязанник», также воплощённый вместе с мамой с использованием вещей, которые когда-то носили близкие ему люди.

– Именно в тот момент я понял, что искусством может стать всё, что тебя окружает. Когда вещи лежат тряпками в шкафах, то никто на них не обращает своё внимание, но когда они стали чем-то другим, то ты смотришь на них как на объект искусства. Перебирая старые вещи и сшивая полотна, мама, конечно же, вспоминала свою жизнь и жизнь своих близких, и тогда я понял, что к ним нужно постараться подобрать какие-то образы из семейного альбома и нанести их на ткань.

Фотографические портреты своей бабушки Анны Никаноровны художник напечатал на две текстильные композиции. В основе первой – вышивка на подушку, которую она сделала своими руками в подарок детям на семейное торжество, а второй – окруженный широкими полосами кумача её заношенный почти до прозрачности платок.

– В первые годы моей жизни бабушка была самым важным для меня человеком, потому что мы с братом проводили с ней очень много времени. Она умерла, когда мне было семь лет. Сейчас, когда я вспоминаю о ней, мне очень сложно представить её образ, поэтому я смотрю фотографии. На снимке, который напечатан на старом платке, бабушка стоит с пятилитровым бидоном в руках, в нём она каждый день с работы приносила питьевую воду, поскольку водопроводной колонки близко к дому не было.

Рядом с изображениями бабушки Владимир Селезнёв разместил коллаж со снимком своего деда – художника-любителя Фёдора Ивановича Каменских, чьи работы сейчас можно увидеть в Музее наивного искусства в Екатеринбурге и в музее Нижнего Тагила.

– Дед здесь сидит около своего дома на фоне белого деревянного палисадника. Я с раннего детства видел, как он рисует, и стал художником скорее всего потому, что хотел быть как он. Близкие с пониманием относились к его увлечению, но всё же считалось, что дедушка чудит, а не делает что-то важное. Даже я, пока не начал учиться на художественно-графическом факультете, не понимал ценности его работ.

В целом, поясняет Селезнёв, все изображения, представленные на выставке в Ельцин Центре, соотносятся с текстильными композициями, с разноцветными орнаментами самих тряпочек. Так на полотне, где сшиты трикотажная рубаха отца и мамино платье, напечатана их свадебная фотография.

– Мне всегда интересно смотреть на изображение своих родителей до того, как на свет появился я. Возникает очень странное ощущение, когда ты видишь их на десять-пятнадцать лет моложе себя нынешнего, ты как будто оглядываешься туда, где тебя ещё даже не было.

Снимок своего отца Виктора Селезнёва художник поместил на полотно из рубашки, в которой он был запечатлён на фотографии, поэтому тряпочка как бы стала частью изображения. Собственное чёрно-белое фото в младенчестве – на коллаж, куском которого послужила ткань, по рисунку напоминающая скатерть. На холсте, сшитом мамой из рубашки старшего брата и его детской курточки, – фигуры двух малышей, где старший держит на руках недавно родившегося младшего, и добавлены две стрелки: «это я», «Макс». По семейной легенде, которую Надежда Селезнёва часто рассказывает своим близким, именно Максим придумал имя своему брату, поскольку слово «Вова» якобы было первым, которое он произнёс.

– Отец у меня много фотографировал, и хотя снимки не очень хорошего качества, но это наша семейная история. На одной из фотографий, которую я очень люблю, мне примерно неделя, и кажется, что у меня тут очень осмысленный взгляд уже познавшего мир человека. На другой – мой снимок из студенческих времен, напечатанный на тряпочке, частью которой стали обрезки холста, который я когда-то натягивал для учебных работ. Я не знал, что мама сохранила их, и есть какая-то странность в том, что они оказались частью наших композиций.

Фотографии родителей, бабушки и деда, детские снимки себя и брата, собственные рисунки и гравюры Владимир Селезнёв напечатал не только на тряпичных коллажах, сшитых руками матери, но и на кусках старых обоев.

– Два изображения я вынес на старые обои из дома моей семьи в качестве эксперимента. Мне очень понравилось, как напечатанные фотографии взаимодействуют с этим старым обойным фоном. Они получились очень атмосферные, и я решил их оставить для выставки.

Художник также пояснил, что вначале планировал сшитые мамой текстильные композиции натянуть на рамы, поэтому попросил не выравнивать полотна. Однако позже понял, что они получились очень разными, порой даже странными, и значит должны быть не картинами, а объектами – естественными и несовершенными.

– Есть мнение, что сшивание старых вещей помогает прожить вытесненные воспоминания и травмы. Кажется, именно таким терапевтическим процессом стало для моей мамы соучастие в художественной работе. Таким оно стало и для меня – на получившиеся холсты я печатал фотографии, рисунки и коллажи, сделанные на основе фотографий из семейных альбомов, вспоминая подзабытые истории своей семьи. Предельно личные и материальные, мятые и красивые, важные и бедные, эти тряпочки висят, будто их когда-то оставили сушиться на верёвке – и вот вдруг вспомнили.

Проект «Тряпочки» Владимир Селезнёв создавал на грант лаборатории ПиранезиLAB в рамках программы «Фабричные мастерские 2022» ЦТИ «Фабрика» при участии Фонда поддержки современного искусства «СФЕРА», а затем специально дополнил для выставки в Ельцин Центре, которую можно увидеть в Круглом зале до 9 мая. Вход свободный.

В рамках программы к выставке «Тряпочки», посвященной теме семейной памяти и предлагающей художественный подход к работе с частными архивами, также проходят мастер-классы по сканографии. Ближайший состоится 29 апреля.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.