Правильно ли мы понимаем «Утопию»?

26 ноября 2023 г.Михаил Лузин
Правильно ли мы понимаем «Утопию»?

Томас Мор, выдающийся деятель английского Возрождения, представил в своей книге «Утопия» (1516) образ общества, в котором реализованы идеалы справедливости, равенства и общего блага. Будучи глубоко религиозным человеком и гуманистом, он указал на недостатки современного ему общества и предложил мечту о мире, где царит гармония.

О значении «Утопии» для литературы и философии, её влиянии на последующих мыслителей рассуждал в Ельцин Центре 15 ноября Илья Локшин — кандидат политических наук, доцент факультета социальных наук Высшей школы экономики. Его лекция прошла в рамках цикла «Жить несуществующим: утопии и антиутопии в культуре Нового времени». Эксперт напомнил, что благодаря Томасу Мору в европейские языки попало само слово «утопия» как обозначение неосуществимой мечты или далёкого социального идеала.

Затем Илья Локшин сфокусировался на двух смысловых компонентах книги и, шире, всего жанра. Всем известна критически-реформаторская составляющая, но есть и менее очевидный слой — иронически-апоритический (от греч. «апория» — логическое затруднение, противоречие). С одной стороны, Мор описывает общество, где отсутствуют частная собственность, люди трудятся ради общего блага и социальная иерархия минимальна. С другой, автор намеренно оставил открытым вопрос: действительно ли такое общество возможно? Поэтому «Утопия» служит не только как модель идеального общества, но и как критический инструмент для анализа реального.

О чём «Утопия»?

Томас Мор сделал блистательную карьеру в Англии, став её лордом-канцлером, а это вторая позиция в государстве после короля. «Утопию» он написал задолго до того, как занял этот пост, в 1510-х годах. В те времена автор был тесно связан с кружком философов-гуманистов, среди которых можно выделить Эразма Роттердамского. Он и другие деятели Северного Возрождения во многом ориентировались на античные тексты, идеалы и практики, и прекрасно их знали. Эхо той далёкой эпохи очень слышно раздаётся в тексте «Утопии», — рассказывает Илья Локшин.

По мнению эксперта, книга в каком-то смысле была не индивидуальным проектом Томаса Мора, а итогом деятельности всего кружка. К примеру, друзья из общества гуманистов помогли создать изображение острова Утопия, которое сопровождало первое издание книги. «Утопия» состоит из двух частей, и лишь вторая содержит описание идеального общества. Первая посвящена Англии и, шире, Европе, жизнь в которых в крайне критическом ключе описывает персонаж по имени Рафаэль Гитлодей.

Форма изложения в книге — диалог. Это ещё одна отсылка к античности, в частности к «Диалогам» Платона. Великий греческий философ, несомненно, повлиял на Томаса Мора — хотя бы тем, что описывал лучшее государственное устройство в диалоге «Государство». В первой части «Утопии» Рафаэль Гитлодей рассказывает автору о том, как ужасно живёт Англия. И только во второй, в качестве контрапункта, переходит к описанию острова, который обнаружил в своих плаваниях.

— Сама структура текста подталкивает читателя к мысли о том, что перед ним достаточно радикальная критика того, как живёт европейское общество. Многие аргументы являются очень сильными: в словах главного героя считывается страсть и эмоциональное напряжение. Это и есть тот самый критически-реформаторский компонент, — рассказал Илья Локшин.

«Овцы съели людей»

Герой Томаса Мора вскрывает большую проблему со справедливостью в Англии: по его мнению, те преступления, которые сурово наказываются власть имущими, порождены самим обществом. Знаменитая фраза «овцы съели людей», описывающая ситуацию в стране времён «огораживания», впервые звучит именно в первой книге «Утопии».

— Земледельцев лишают средств к существованию, и они начинают грабить. Поэтому нужно задуматься о том, как общественные институты влияют на стимулы бедных людей, — говорит Илья Локшин, перефразируя Томаса Мора. — И то, что раньше виделось как череда независимых друг от друга проблем, Гитлодеем начинает трактоваться как системное явление.

Это очень важный поворот мысли от частного и индивидуального к общественному масштабу и влиянию среды на человека. Впоследствии он заложит основы для социалистической традиции, — уверен эксперт. — У проблемы несправедливости есть и другая сторона. Помимо бедняков, лишившихся средств к существованию, в Англии есть большой слой знати, которая проводит жизнь в праздности, ничего не делая. Гитлодей делает вывод: трудовые обязанности можно распределить более рационально, чтобы одни не утопали в грехе роскоши, а другие видели в жизни что-то, кроме беспробудного труда. Таким образом, он ставит под сомнение сам фундамент сословного общества.

Препятствие в решении этой проблемы — традиционная трактовка благородства: оно сопряжено со знатностью, а сам по себе труд не благороден, и не предполагает культивацию добродетелей разума и души, в отличие от философии или даже военного дела, — рассказывает Илья Локшин. — Очень тяжело было помыслить саму возможность, чтобы знать трудилась так, как трудятся ремесленники и земледельцы. И революционность «Утопии» состоит в том, что она «отменяет» традиционную концепция знатности, и все члены общества начинают заниматься простым трудом.

«Утопия» как ирония и апория

Противопоставление Англии и Утопии говорит о том, что это серьёзный текст с сильным критически-реформаторским потенциалом и пафосом. Однако наряду с этим реформаторским смыслом в произведении есть ещё один важный слой. Он проявляется уже в полном названии труда Мора: «Золотая книжица, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии».

Илья Локшин выделил три момента, которые могут насторожить в этой фразе внимательного исследователя. Во-первых, уменьшительно-ласкательное слово «книжица», как бы приуменьшающее значение текста, контрастирует с тяжеловесностью того, о чём в ней идёт речь. Во-вторых, надо понимать, что книга написана в эпоху Великих географических открытий — ещё недавно Колумб открыл Америку, и всех интересуют новости о новых островах. В-третьих, фраза «не менее полезная, чем забавная» тоже скрывает важный смысл: это совмещение пользы и забавы встраивает «Утопию» в определённую литературную традицию, которая получила латинское название serio ludere — «играть всерьёз».

Важнейшим представителем этого стиля был Лукиан из Самосаты, греческий автор II века нашей эры и один из любимых писателей Мора. Одно из произведений Лукиана — «Правдивая история» — открывается пассажем, напоминающим заглавие «Утопии»: «Лучшим способом отдохновения является такое чтение, которое будет отличаться не только остроумием и приятностью, но также будет включать в себя не лишённое изящества наставление».

— Где у Мора заканчивается забавное и начинается полезное? Как понять, где он серьёзен, а где играет с читателем? В «Утопии» эта проблема приобретает гигантские масштабы: с самого начала Мор начинает переплетать в очень тугой узел фантазию и реальность, — говорит Илья Локшин, — По этой причине один из комментаторов назвал «Утопию» Томаса Мора самым проблемным текстом в английской литературе XVI века после «Сонетов» Шекспира.

Наконец, самая важная деталь — это название острова, который «открывает» Томас Мор. Хорошо известно, что слово «утопия» происходит от двух греческих слов: «топос» — место, «у» — отрицательная частица. Таким образом, если переводить «в лоб», «утопия» означает «неместие», говорит лектор. Получается, что Мор «открывает» остров, само название которого отрицает его существование.

Интересно, что в первых изданиях книги было стихотворение, в котором остров назывался «Евтопия». «Ев» — это «хороший» по-гречески. И это тоже вводит исследователей в тупик: трактовать ли книгу как описание хорошего общественного устройства, либо как шутку.

— Рассказчик Рафаэль Гитлодей — тоже странный тип, — продолжает Илья Локшин. — При первом появлении он сравнивается автором с Платоном и Одиссеем. Первый — великий философ, второй — великий обманщик. Да и само его имя должно насторожить. Рафаэль — отсылка к архангелу Рафаилу, который исцеляет ветхозаветного Давида от слепоты и становится путеводителем его сына. Гитлодей — это греческое слово, состоящее из двух частей: гитлос — «бредни и чепуха» и «дайо» — знать, делиться. То есть герой Мора, с одной стороны, дарующий прозрение мудрец, а с другой — тот, кто знает чепуху и её распространяет.

Чтобы окончательно запутать читателя, в «Утопии» присутствует персонаж по имени Томас Мор, олицетворяющий автора. Но книга написана на латыни, и имя в ней латинизировано — а Morus переводится как «глупец». Получается, что диалоги Гитлодея с Мором, вокруг которых выстроен весь текст, — это полемика «дающего прозрение знатока чепухи» с глупцом, — отмечает лектор.

Ситуацию, в которой оказывается читатель, можно описать греческим же словом «апория» — логическое затруднение, противоречие. И это роднит «Утопию» с диалогами Платона, который также не приводит ни к каким выводам, а только даёт пищу для размышления.

«Утопия» и Откровение

В одной из сцен «Утопии» персонаж Томаса Мора предлагает Гитлодею стать советником для государей, чтобы исправить несправедливости века, но получает отказ. Тем самым писатель затрагивает древнейшую проблему — стоит ли мудрецу выступать в качестве политического реформатора?

Она стояла ещё перед Сократом и Сенекой. Последний считал, что такое вмешательство возможно, только если есть надежда на успех, но если общество развращено в крайней степени, то такой надежды нет. Гитлодей, продолжая линию римского стоика, отказывается.

Ещё одна важная проблема «Утопии» — соотношение двух принципов нормативности. То, как живут утопийцы, можно назвать естественным законом, не преображённым христианским откровением. Их общество устроено в том же духе, в котором античные философы размышляли о наилучшем государстве, и имеет некоторые особенности, которые вскрывают напряжение между её порядками и принципами христианства: например, утопийцы практикуют эвтаназию или исповедуют эпикурейскую концепцию общего блага.

— Остаётся загадкой, почему Мор, будучи глубоко верующим христианином, решил описывать Утопию как почти идеальное общество, если в некоторых отношениях оно нарочито не согласовывалась с христианскими принципами, — отметил Илья Локшин.

Наследники «Утопии»

Лектор предложил классифицировать последующие за творением Томаса Мора утопии Нового времени по двум воображаемым осям координат. Ось Х — это дистанция между принципами христианского Откровения с одной стороны и естественного разума с другой. Ось Y — в какой степени изложенный в произведении социальный ориентир достижим или не достижим для существующих обществ.

«Утопия» Томаса Мора оказалась бы в этой сетке в нулевой точке координат. А «Город Солнца» Кампанеллы Илья Локшин разместил бы в левом верхнем углу. Этот текст значительно менее ироничен — Томмазо Кампанелла писал его в тюрьме после неудачной попытки совершить революцию в Калабрии. Кроме того, автор прямым текстом заявляет в конце текста, что жители Города Солнца живут как христиане, им только не хватает таинств.

В правом верхнем углу разместились бы неиронические секулярные утопии XIX века — такие, как марксизм. В них проблематика Откровения отступает на второй план, и более того — религиозное миросозерцание критикуется. И это не иронические утопии — авторы хотят, чтобы их воспринимали всерьёз, и предлагают проекты реформирования обществ.

Наконец, в правом нижнем углу Илья Локшин поместил две утопии. Во-первых, это «Познанная Южная Земля» Габриэля де Фуаньи, написанная в 1670-е годы. Она описывает вымышленное утопическое общество австралийских аборигенов-гермафродитов, которые являются самодостаточными, но несчастными от своей рациональности существами, и при этом в штыки воспринимают христианское учение.

Во-вторых, это четвёртая часть «Путешествий Гулливера», в которой герой Джонатана Свифта прибыл к гуингнмам. Как и Томас Мор до него, Джонатан Свифт ставит акцент на иронически-апористическом компоненте, а не критически-реформаторском, отмечает Илья Локшин. По сюжету, главный герой открывает остров, на котором живут гуингнмы — существа, подвластные только разуму и не знающие страстей, которые их могли бы ослепить, этакие философы-стоики. Гулливер восхищается ими и хочет быть на них похожим. Проблема в том, что эти существа — лошади. В конце концов, вернувшись в Европу, герой переходит на лошадиное ржание вместо того, чтобы разговаривать по-человечески, и начинает презирать людей — в общем, терпит моральный крах.

— Утопии де Фуаньи и Свифта указывают на их принципиальную нерелевантность для человеческого мира. Их основание — нечеловеческая природа обитателей вымышленных островов, — говорит Илья Локшин. — И возникающее у читателей чувство апории здесь сильнее, чем после «Утопии» Мора.

Можно ли навести мост между Европой и Утопией? Рассуждая отвлечённо, — резюмировал эксперт, — человеческое общество может прийти к реализации утопии посредством реформ или революций. Поэтому в XIX веке авторы и интерпретаторы оставили в стороне иронически-апоритический контекст утопий и сосредоточились на критически-реформаторском, либо пытаясь разрешить проблему чуждости утопии историческому процессу, либо не обращая на неё внимание.

Другие новости

Встреча

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие

Книжный клуб: Булычёв, Лем и братья Стругацкие
В читальной гостиной Музея Бориса Ельцина стартовал книжный клуб «Суета вокруг дивана». 27 апреля его заседание провела Елена Козьмина, профессор кафедры издательского дела УрФУ им. Б.Н. Ельцина, докт…
15 мая 2024 г.
Лекция

Александр Архангельский — о кинематографе застоя

Александр Архангельский  — о кинематографе застоя
Эпоха застоя — самое тяжёлое время для независимой режиссуры: поломанные актёрские судьбы, фильмы на полках. И при том — период невероятного взлёта, киноклассики, ролей, которые помнятся до сих пор, и…
15 мая 2024 г.
Мастер-классы

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным

Александр Фукалов: слушать себя и быть свободным
Новый цикл современных театральных практик «Где Станиславский?» в Ельцин Центре продолжил актёр, режиссёр, педагог Александр Фукалов мастер-классом «Школа актёрской индивидуальности» Николая Демидова»…
14 мая 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.