«Лебединое озеро» — балет-рефлексия

10 апреля 2024 г.Наталья Шурмина
«Лебединое озеро»  — балет-рефлексия

Балет «Лебединое озеро», где смешались в идеальной пропорции баварская легенда, французская фантазия и русская тоска, вот уже почти полтора века не сходит с мировой сцены. Он был частью национальной идеи и официальной культурной политики в советскую эпоху и стал символом её окончания в 90-е годы прошлого века.

О главном русском балете на своей лекции в Ельцин Центре 30 марта рассказала Лейла Гучмазова — педагог, театральный критик, эксперт в области современной хореографии и автор аудиокниги «Русский балет как бренд».

— Балет в России — больше, чем балет, а «Лебединое озеро» отвечает за многие процессы. Это парадокс, но не случайность, а даже закономерность. Почему именно «Лебединое озеро» стало главным русским балетом? И почему в трагические и критические для нашего государства моменты этот спектакль служил заставкой? Ведь, чтобы сгладить гнетущее впечатление, по телевидению могли показывать «Жизель» или выступление ансамбля народного танца Игоря Моисеева, но нам показывали «Лебединое озеро».

Гучмазова призналась, что как балетный критик всегда задавалась этими вопросами и искала на них ответы в истории страны и российского театра, истоках создания этого шедевра и его многолетней успешной жизни на мировой сцене.

По её словам, детально историей «Лебединого озера» долгое время не интересовались, и новые факты, связанные с созданием спектакля, появились уже только после перестройки. Есть два интересных исследования последнего времени, которые при слиянии воедино помогают понять, где истоки этого балета. Первое — про психологию и отношения, про тонкости связей внутри театра, а второе — про деньги, раскрывающее историю спектакля по отчётам балетной канцелярии.

Лектор напомнила, что Пётр Ильич Чайковский получил заказ на партитуру от дирекции императорских театров будучи уже известным композитором и признанным профессионалом, хотя балетную музыку он тогда ещё не писал. Документы свидетельствуют, что Чайковский в процессе работы старался выполнять все просьбы и замечания «отца русского балета» Мариуса Петипа, однако хореограф в своих записках выражал недовольство тем, что ему нового автора навязали сверху.

Столичный Санкт-Петербург на дебютную постановку в Мариинском театре не решился и передал партитуру в Москву. Премьера «Лебединого озера» состоялась 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в хореографии Вацлава Рейзингера. По словам лектора, этому событию предшествовали типичные театральные интриги. Ведущие балерины не хотели рисковать репутацией и под разными предлогами от главной роли отказывались, в итоге партию Одетты-Одиллии успешно исполнила Анна Собещанская.

— И тут после петербургской психологической истории вступает в права история московская. В нашей культуре закрепился миф, что первая версия «Лебединого озера» была не очень удачной, что она провалилась, однако бухгалтерские книги говорят обратное — балет прекрасно шёл в Москве в течение нескольких сезонов. А Чайковский получил за партитуру очень большую по тем временам сумму — 800 рублей.

Также бытует мнение, что либретто балета Рейзингер скомпоновал из набора легенд.

— Это так и одновременно не так. Конечно, история о заколдованной девушке — это архетипический сюжет, и искать его корни — совершенно бесполезное дело. Но есть важный антураж — Баварский замок и лебеди. Чайковский в письме Танееву как-то признался, что его довела до слёз история короля Людвига II Баварского, который не очень хотел управлять страной, а хотел жить спокойно в своём красивом замке возле озера с лебедями. Однажды во время прогулки произошёл несчастный случай и король погиб. Мы знаем, что Чайковский прочитал об этом в газетах и искренне горевал, поэтому у этой насквозь придуманной сказки есть исторические корни, а всё остальное на сюжет уже нанизывалось сверху.

Во время очередного обновления репертуара Мариинского театра Петипа решает перенести «Лебединое озеро» на столичную сцену, и так возникает каноническая версия спектакля, где роль «главного русского лебедя» досталась итальянке Пьерине Леньяни.

— Когда кто-то говорит, что «символ русского балета» базировался сугубо на национальной почве с русским балеринами, помните, что в канонической редакции «Лебединого озера», модификацию которой мы смотрим по сей день, первой блистала Линьяни. И только после её отъезда из России роль Одетты-Одиллии получила Матильда Кшесинская.

Революционные события 1917 года в России заставили лучших балетных исполнителей императорских театров покинуть страну, однако большая часть кордебалета осталась и начала сосуществовать с советской властью. Моду ходить в музыкальный театр ввёл Сталин, а за ним уже к избавленному от приставки «царское» искусству потянулась новая элита.

— Балет по своему рождению — искусство придворное, существовавшее всегда при богатых королевских дворах. Это дорогая игрушка дорогой институции. Советская власть решила, что тоже может себе позволить высокое искусство, и культивировала его на уровне официальной политики, чтобы приглушить свою «пролетарскость».

В конце 50-х годов именно балет сумел с блеском прорвать железный занавес, его международный статус и престиж взлетели до небывалых высот. Для Советского Союза балет в целом и «Лебединое озеро» в частности становятся одной из визитных карточек. Балетные труппы с триумфом гастролируют по миру, а этот спектакль, обладающий отчетливой национальной спецификой, показывают самым важным гостям, прибывшим в страну.

По словам Гучмазовой, в театральной среде остались забавные свидетельства визитов официальных делегаций. Однажды в Большом театре практически час длился антракт в «Лебедином озере», пока один из кубинских лидеров и страстный шахматист Рауль Кастро в царской ложе доигрывал партию с советским боссом. При этом его брат Фидель обожал русский балет и регулярно с удовольствием смотрел как «Лебединое озеро», так и другие спектакли.

«Если хочешь создать успешный балет, назови его „Лебединым озером“», — любил повторять Джордж Баланчин — хореограф с русско-грузинскими корнями, основатель американского балета и современного неоклассического балетного искусства в целом. Спектакль, который публика всегда принимает с восторгом, к концу XX века становится для режиссёров и балетмейстеров полем для экспериментов, а волшебная сказка — отправной точкой для разного рода рефлексий на проблемы современности.

Свою версию спектакля, где было искусно смешано «чёрное» и «белое», в 1987 году представил известный балетный постмодернист швед Матс Эк. Самой нежной и интеллектуальной Лейла Гучмазова называет версию «Лебединого озера» Джона Ноймайера, который сделал главным героем баварского короля Людвига II, чья жизнь и смерть вдохновили Чайковского.

Британский постановщик Мэтью Борн создал балет, в котором все лебеди — мужчины. Его «Лебединое озеро» 1995 года — гуманистический и светлый спектакль с полностью оригинальной хореографией. Это притча об одиночестве и о том, что против стаи идти невозможно и опасно, будь ты птица, обычный человек или особа королевских кровей. Действие происходит в наши дни, а в визуальных реалиях балета многие узнали Великобританию.

— Мэтью Борн — конкретный пример того, как постановщик увидел реальные проблемы и идеально художественно их воплотил. А французский хореограф Анжелен Прельжокаж поставил «Лебединое озеро» так, что возникает ощущение, что он, глядя на новостную ленту, разозлился до невозможности. В его версии на озере стали качать нефть и лебеди стали гибнуть, поэтому принц должен бороться с нефтяной вышкой для того, чтобы птицы остались живы. Поэтому, когда вам говорят, что балет — про возвышенную и далёкую жизнь, то это неправда.

Другие новости

Интервью

Марина Разбежкина: 90-е — это моё время

Марина Разбежкина: 90-е — это моё время
В киноклубе Ельцин Центра в Екатерингбурге прошёл специальный показ и обсуждение фильма Никиты Ефимова «Предлагаемые обстоятельства». Документальную ленту своего ученика 30 марта представила продюсер …
28 апреля 2024 г.
Литература

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»

Наталья Иванова: «90-е – это годы профессиональной реализации»
Первой лекцией «Фрейденберг, или Сестра моя жизнь» 18 апреля в Ельцин Центре открылся авторский цикл «Голоса и тени: рядом с первыми поэтами эпохи» Натальи Ивановой — писателя, литературного критика, …
26 апреля 2024 г.
Инклюзия

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции

«Мой город»: аудиогид по Екатеринбургу от подростков с опытом миграции
В рамках проекта Ельцин Центра «Давай попробуем» учащиеся школы №49 создали уникальный аудиогид по Екатеринбургу. Подростки с опытом миграции записали на русском языке для недавно приехавших в город р…
26 апреля 2024 г.

Льготные категории посетителей

Льготные билеты можно приобрести только в кассах Ельцин Центра. Льготы распространяются только на посещение экспозиции Музея и Арт-галереи. Все остальные услуги платные, в соответствии с прайс-листом.
Для использования права на льготное посещение музея представитель льготной категории обязан предъявить документ, подтверждающий право на использование льготы.

Оставить заявку

Это мероприятие мы можем провести в удобное для вас время. Пожалуйста, оставьте свои контакты, и мы свяжемся с вами.
Спасибо, заявка на экскурсию «Другая жизнь президента» принята. Мы скоро свяжемся с вами.